Гайд базовый монтаж звука в Adobe Audition

Поделитесь с друзьями:

Привет всем! Маленький, но очень добрый монтажер ШтабРа решил поделиться с причастными к начитке/монтажу гайдом «Монтаж звука в Adobe Audition».

изображение


Для начала у вас должен быть установлен Adobe Audition. Версия его критической роли не играет, но чем новее, тем лучше. У меня стоит Adobe Audition 6.0 русская версия. (Скачать торрент-файл). И к нему в пару стоит набор плагинов iZotope — NECTAR 2.00.516. (Скачать торрент-файл). Это наш основной хирургический набор для обработки начиток.

Монтаж звука в Adobe Audition: как смонтировать звуковую дорожку

1. Загруженный файл, еще не подвергшийся нашим гнусным домогательствам.
монтаж звука в Adobe Audition

2. Образец шума. В данной записи начитчик забыл, что в начале нужно дать 5-6 секунд чистого шума для последующей чистки. Но мы идем в конец трека и видим там чуть более подходящий по продолжительности кусочек.

3. Идем в Эффекты > Шумопонижение/Восстановление > Захват шума печати (Effects > Restoration (Noise Reduction/Restoration) > Capture Noise Print). Захватили. Теперь выделяем всю дорожку (Ctrl A), затем снова Эффекты > Шумопонижение/Восстановление > Шумопонижение (процесс) (Effects > Restoration (Noise Reduction/Restoration) > Noise Reduction).

4. Открывается окно в котором мы подстраиваем бегунки таким образом, чтобы:
а) максимально снизить посторонний шум;
б) избежать искажения голоса начитчика.
Я подогнал так чтобы избежать булькающей бочки, но при этом минимизировать легкий шум и потрескивание микрофона. Прослушивать изменения можно там же. Применяем изменения.

5. Но чистки шума оказалось недостаточно, нужны более решительные меры. Поэтом мы идем дальше. Эффекты > Фильтр и ЭКВ > FFT фильтр (Effects > FFT Filter (process)). В данном подменю мы наблюдаем список разных эффектов, но нас интересует только один: Убрать шум микрофона (Kill the mic rumble). Применяем.

6. Подготовительный этап закончен. Приступаем к непосредственной чистке записи от щелчков, оговорок, вздохов. Для начала рекомендую масштабировать дорожку, чтобы сделать работу более комфортной. Как можно увидеть все остаточные шумы и щелчки, которые не удалились после предыдущих манипуляций стали намного заметнее.


7. Если с щелчками все понятно — просто удаляйте их ко всем чертям, то с вдохами нужно быть деликатнее. Есть три варианта действий с вдохами:
а) удалить полностью;

б) приглушить;

Для второго варианта мы идем в Эффекты > Амплитуда и сжатие > Усиление (Effects > Amplitude and Compression > Amplify) и выбираем подходящую к каждому конкретному вдоху степень понижения.

Если у вас в наличии громкий вдох:

И ваше чувство прекрасного не желает с ним расставаться, то можно его приглушить полностью или же (что в большинстве случаев уместнее) только его пик. Далее применяется процедура Эффекты > Амплитуда и сжатие > Усиление (Effects > Amplitude and Compression > Amplify) на выделенный участок.

В данной аудиозаписи целесообразнее этот вдох удалить полностью.

в) в случае, если у вас начитка художественного текста удалить вздох — значить забрать естественную паузу у текста, чего делать нельзя. В таком случае самое разумное это применить Эффекты > Тишина. Вздоха не будет, но останется естественная пауза.

8. Как только вы удалили все оговорки/щелчки/вдохи, начинается финишная прямая. По желанию, для более интересного звучания вы можете применить один из плагинов iZotope — NECTAR. Идем по пути Эффекты > VST > Effect > iZotope Inc. > iZotope Nectar 2 (Effects > VST > Effect > iZotope Inc. > iZotope Nectar 2).

В первую очередь нас интересуют пункт Voice Over & Dialogue, а в нем: Audiobook, Podcast Ready и Radio Commercial. Они помогут сделать звук объемнее, чище и глубже. Если после применения любого из эффектов вы слышите эхо, дребезжание или любой другой посторонний звук, то закрываете окошко плагинов и идете дочищать запись.

9. Ваша запись готова. Теперь время поработать с подложкой и джинглами (если они есть). Добавляете в список файлов будущую подложку и джингл.
NB! Подложка должна быть без голоса. Желательно подбирать подложку созвучную ритму и темпу начитки, без скрипичных (или приглушить их на месте) и шквала высоких нот (подложка тише начитки, поэтому у вас останется только повизгивающее нечто, что едва ли входит в ваши планы).
Для того, чтобы сопоставить все три файла нам нужно перейти в Мультитрек и создать новую сессию. В открывшемся окошке должны быть следующие данные:
Частота — 44100
Разрядность — 32 бит
Мастер — Стерео


Выставляем наши дорожки в нужном порядке. Джингл — Начитка — Подложка.

Теперь важно передвинуть джингл от начала подложки на 3 секунды. Это нужно в первую очередь для радиосервера, но большинство проигрывателей тоже скажут вам спасибо. Соответственно сдвигаем все остальные дорожки.
Начитка не должна начинаться вровень после джингла между ними должно быть 1,5-2 секунды разницы, в отличии от подложки, которая должна начинаться сразу же после джингла.

Как вы можете заметить моей подложки не хватает на всю начитку. Здесь рекомендую миксовать подложки, чтобы разнообразить звучание, но можно и шпарить одной и той же. Предварительно проследив, чтобы был плавный и логичный переход между концом одного файла и началом следующего.

10. Подгонка звука. Подложка никогда не должна перебивать начитку. Никогда. Поэтому ее мы уводим почти на грань слышимости, но не до полного исчезновения (следите, чтобы ее было слышно по всей записи).

11. У вас все готово? Теперь время свести три дорожки в одну. Идем в Мультитрек > Микшировать сессию в новый файл > Вся сессия (Multitrack > Mixdown To New File > All session).

12. Дальше вам нужно сохранить начитку. Файл > Сохранить как (File > Save as).

В данном окошке важно ввести следующие значения:
Название: Название команды — Название текста
Путь сохранения: Куда вам удобно
Формат: MP3
Тип: 44100 Гц Стерео, 32
Формат параметров — Mp3 128 kbps CBR (стандартный параметр)
Жмем «Ок», ждем пока файл сохранится и дальше идем на него смотреть.

13. Этот пункт для параноиков и перфекционистов. Открываем Свойства файла.

Идем во вкладку Подробно. Там в графе Название — вы прописываете название текста, в графе Исполнитель — название команды.

14. Применяем. Заливаем. Отдаем. Радуемся.

Хочу отметить, что это очень обобщенный вариант обработки начитки, поскольку у всех начитчиков разные условия записи и микрофоны, следовательно и разные шумы/вдохи/всхлипы/манера переначитки оговорок/etc. Но в большинстве своем как опорная конструкция гайд вам поможет.

Напоследок немного житейской мудрости:
— не стесняйтесь заставлять начитчика переначитывать, если запись получилась плохая. В человекочасах — переначитать текст будет быстрее, чем поднять со дна запоротый файл.
— не пытайтесь выжечь напалмом весь шум — это может испортить звучание. Мизерное количество фонового шума — это не плохо.
— отслушивайте конечный вариант и с колонок, и в наушниках, чтобы выравнять громкость.
— монтаж звука в Adobe Audition — не панацея от всего, смиритесь, если у вас ничего не вышло и тренируйтесь на кошках.

Полезные ссылки:
Jamendo — база треков для подложек (вообще, не только, но в нашем случае подложек). Поиск немного подтормаживает, но оно того стоит.
WikiSound — ответы/советы на все случаи жизни.

Обращайтесь за помощью/советом к ШтабРа. Пусть монтаж звука в Adobe Audition всегда будет легким!